Отсутствие сертификации компаний, выполняющих комплекс промывки-пропарки газовых и нефтебензиновых цистерн, в ближайшее время может привести к экологической катастрофе, что не соответствует намеченным приоритетам в Российской Федерации и Указу президента В.В. Путина о проведении в 2017 году Года экологии, а также в преддверии Всемирного дня охраны труда. Такое мнение высказал президент АО «СГ-транс» Сергей Калетин.
«Промывочные пропарочные станции (ППС) и ремонтные испытательные пункты (РИП) должны иметь условный номер предприятия на право выполнения работ по подготовке вагонов-цистерн к плановым видам ремонта и под погрузку, так как выполняют работы по устранению не только коммерческой непригодности вагонов-цистерн, а и ремонт с применением сварочных работ и заменой неисправных деталей систем слива и налива. А последствия некачественного проведенного ремонта могут быть серьезные.
Сейчас вообще идентифицировать, кто проводил ремонт вагонов-цистерн на ППС и РИП очень сложно, а если происходит утечка груза после нескольких погрузок, то выявить, где последний раз проводилась подготовка, порой вообще невозможно», — пояснил С.Калетин.
По его словам, в связи с тем, что данные работы не лицензируются, на рынке появилось множество полуподпольных организаций, которые выдают акты о пропарке и дегазации вагонов-цистерн. Нелегитимные компании проводят работы по продувке цистерн от остатков перевозимого углеводородного газа, не имея ни лицензии, ни инфраструктуры, ни обученного персонала. В итоге газ выбрасывается в атмосферу, что приводит к ее загрязнению.
«Что делают частные предприниматели? Они берут, например, в аренду на базе Камаза парогенератор. Он нигде не регистрируется, поскольку это передвижная система. Или регистрируется по месту владения транспортным средством. Частник договаривается с собственником вагонов, что он подготовит эту цистерну дешевле, чем стационарная ППС. Однако на таких пунктах не хватает мощностей для проведения хорошей промывки/пропарки и ремонта. Поэтому о качестве не приходится и говорить. Кроме того, нет никакого соблюдения экологических норм. Все отходы сливаются на землю или выбрасываются в атмосферу. По технике безопасности тоже есть ряд вопросов. Если жидкий остаток груза останется в вагоне-цистерне, то может произойти взрыв. Что и происходит, к сожалению».
Но нужно понимать, что цистерна после подготовки на частной так называемой ППС — это бомба, которая поступает в ремонтное депо. Депо, в свою очередь, получает документ — ВУ-19, что цистерна пропарена и дегазована (акт формы ВУ-19 удостоверяет взрывобезопасность воздушной среды внутри котла и является документом, разрешающим производство работ на котле цистерны с применением открытого огня). При наличии указанного акта меняются, требования охраны труда по размещению вагона-цистерны на ремонтных позициях и возможность применения сварочно-наплавочных работ в непосредственной близости от такого вагона-цистерны, что и приводит иногда к летальным последствиям.
Мы сейчас проводим работу, по актуализации форм ВУ-19,20,20а (они утверждались еще МПС) с последующим утверждением разработанных форм на Совете по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, даже подготовили проекты, и четко прописали в них идентификацию объекта, который проводил дегазацию и пропарку, номер лицензии и сроки ее действия«, — пояснил президент компании «СГ-транс».
Международная организация труда каждый год, с 2003 года, отмечает Всемирный день охраны труда 28 апреля. Ежегодное празднование Всемирного дня охраны труда на рабочих местах является неотъемлемой частью глобальной стратегии по безопасности и гигиене труда в МОТ для содействия глобальной профилактике в области безопасности и гигиены труда. Всемирный день охраны труда также является ключевым элементом программы МОТ по безопасности и гигиене труда и окружающей среды, безопасному труду.