Строительство терминалов для перевалки минеральных удобрений и перспективные направления экспорта продукции обсудили участники XIV ежегодной конференции «Минеральные удобрения». В мероприятии приняла участие начальник отдела стратегического анализа Департамента стратегического развития и маркетинга АО «СГ-транс» Арина Малыгина.
Конференция «Минеральные удобрения» состоялась 1 декабря в Перми при поддержке Правительства Пермского края. На одной площадке встретились ключевые игроки рынка: производители и потребители, дистрибьюторы, поставщики технологий и оборудования, ведущие НИИ, вагоностроители и логистические компании. Обсуждались прогнозы производства удобрений, а также востребованность продукции на мировом рынке.
По оценке Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), по итогам текущего года ожидается снижение экспорта к уровню 2021 году на 17%. Основная причина — беспрецедентное санкционное давление. На объемы экспорта также повлиял и тот факт, что терминальная инфраструктура российских портов недостаточно приспособлена для минеральных удобрений.
«Это очень существенный момент, который влияет на построение логистических цепочек поставок данной продукции. На данный момент в России портовые мощности для перевалки сыпучих удобрений оцениваются примерно в 31 млн тонн, при этом совсем нет условий для перевалки жидких минеральных удобрений, в том числе грузов из категории опасных», — отмечает Арина Малыгина.
В ходе конференции участники назвали несколько перспективных инфраструктурных проектов, которые нужны для наращивания экспортных поставок. Так, терминалы для перевалки удобрений должны появиться в портах Усть-Луга, Мурманск, Санкт-Петербург, Приморск, Тамань, Туапсе и Новороссийск. Ключевыми инвесторами и инициаторами по проектам выступают грузоотправители: ЕвроХим, ФосАгро, Уралкалий, Тольяттиазот, Уралхим.
«Напомню, что по поручению Правительства РФ от 29 августа 2022 г создается дорожная карта по развитию портовых мощностей для перевалки опасных жидких, опасных сухих и неопасных сухих минеральных удобрений, аммиака и метанола в РФ. Уже к 2025 г потребные мощности по перевалке всех видов удобрений оцениваются в 60 млн. тонн», — сказала Арина Малыгина.
Ещё одна актуальная тема для грузоотправителей и операторов — подвижной состав для перевозки удобрений. На рынке сегодня представлено несколько моделей, подходящих для отправок сухих удобрений. Среди них инновационные хопперы — минераловозы
«Общая тенденция переориентации логистических цепочек в полной мере коснулась и производителей удобрений. Идет рост поставок в Индию, Бразилию и другие дружественные страны. Одновременно с этим увеличиваются закупки удобрений на внутреннем рынке, что происходит на фоне усиления политики информирования аграриев о продукции и ее применении. Такие мероприятия, как в Перми, позволяют понимать ожидания участников рынка и быть в курсе всех изменений, чтобы оперативно реагировать на запросы со стороны клиентов», — прокомментировала итоги конференции Арина Малыгина.