Развитие инфраструктуры для перевалки СУГ в портах Дальнего Востока и сокращение простоя цистерн на погранпереходе Забайкальск/Манчжурия позволят увеличить поставки российских сжиженных углеводородов на растущий рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое мнение высказал генеральный директор АО «СГ-транс» Сергей Калетин в ходе дискуссии на полях Международного железнодорожного салона техники и технологий «PRO//Движение.Экспо».
Глава АО «СГ-транс» обратил внимание, что общесетевая проблема роста оборота вагонов затронула и сегмент СУГ. Если раньше этот показатель составлял в среднем около 22 суток, то в 2022 году из-за разворота логистики на Восток вырос до 34 суток. И хотя сейчас оборот несколько снизился — до 30 суток, он все равно остается существенно выше средних значений.
По словам Сергея Калетина, для более эффективной логистики СУГ на Востоке нужно максимально задействовать мощности погранперехода Забайкальск/Манчжурия на границе России и КНР. Потенциально погранпереход способен пропускать до 2 млн тонн СУГ в год. Однако сегодня загружается 10% от этого объема из-за технологии передачи цистерн на китайскую сторону.
«Технология работы, выстроенная с китайской стороной, такова, что позволяет загрузить Манчжурию только на 200 тыс тонн. Один поезд занимает пути станции Забайкальск порядка 5 суток. Понятно, что это никому не выгодно: ни нам как оператору, ни РЖД как владельцу инфраструктуры. Это один из факторов, негативно влияющих на оборот вагонов, и соответственно, резерв, который у нас есть, чтобы улучшить этот показатель», — отметил Сергей Калетин.
Второй барьер, сдерживающий развитие перевозок СУГ на Дальнем Востоке, — нехватка инфраструктуры для перевалки сжиженных углеводородов в дальневосточных портах.
Как уточнил Сергей Калетин, европейское направление в какой-то момент оказалось практически закрыто. Прекратились поставки через Украину, были проблемы с Прибалтикой. Единственным «окном» для российских СУГ в Европу осталась Польша. Пришлось перенаправить потоки через Дальний Восток. В результате, увеличилось логистическое плечо: раньше оно было в среднем 1800 км, сегодня — 2200 км, отметил в своем выступлении генеральный директор АО «СГ-транс».
«Нам нужно развивать портовую инфраструктуру и снижать простой на погранпереходах, чтобы сокращать оборот вагонов. Иначе сеть может столкнуться с дефицитом газовых цистерн. Напомню, что этот парк имеет стратегическое значение. Если не будет обеспечен вывоз СУГ, это скажется на объемах добычи нефти», — резюмировал Сергей Калетин.