Европа закатывает баллоны

20
декабря
2023
Ольга Мордюшенко

Европа запрещает импорт из России сжиженных углеводородных газов, для действующих контрактов запрет вступит в силу с годовой отсрочкой. Европейское направление занимало 75% в общем объеме экспорта российских СУГ, который может достичь 4 млн тонн в 2023 году. Ключевым потребителем была Польша, для которой запрет покупок российского сырья тоже станет проблемой. Российским компаниям за год придется активно искать новые рынки сбыта, что потребует в первую очередь расширения транспортной инфраструктуры для поставок в Китай.

ЕС в рамках 12-го пакета санкций в отношении России запретил импорт сжиженных углеводородных газов (СУГ). Исключением станут уже заключенные контракты на поставку с отсрочкой на 12 месяцев. В ЕС полагают, что такое ограничение позволит сократить доходы РФ более чем на €1 млрд в год.

Россия производит около 12 млн тонн СУГ, ключевые поставщики — НОВАТЭК, СИБУР и крупнейшие нефтекомпании. За девять месяцев выпуск составил 9,2 млн тонн (рост на 4,5% по сравнению с прошлым годом). При сохранении текущей динамики экспорт СУГ в 2023 году может вырасти на 15%, до 4 млн тонн, что почти на 3% превысит показатели досанкционного 2021 года. В компаниях отказались от комментариев.

Основные объемы СУГ экспортируются по железной дороге. За январь—ноябрь общий объем экспорта этим видом транспорта снизился на 2%, до 3,5 млн тонн, сообщала 13 декабря начальник департамента стратегического развития и маркетинга «СГ-транс» Наталья Дрыжак. По ее словам, более 75% этих объемов приходилось на Европу. Переориентацию на восток, главным образом в Китай, сдерживает низкая пропускная способность инфраструктуры и отсутствие достаточных перевалочных мощностей для СУГ на Дальнем Востоке, поясняла госпожа Дрыжак. По ее словам, строительству инфраструктуры для перевалки сжиженных углеводородов в ДФО препятствует отсутствие гарантий загрузки и высокий размер инвестиций. Одним из возможных вариантов диверсификации поставок СУГ она назвала экспорт через Монголию в Китай. Причем, полагает Наталья Дрыжак, возможно как прямое железнодорожное сообщение, так и мультимодальный сервис. "Эти варианты сопряжены с трудностями, но мы должны искать возможности в разных направлениях«,— подчеркнула она.

Источник «Ъ» на рынке отмечает, что крупнейшим импортером российских СУГ в Европе была Польша, которая закупала в РФ в последнее время напрямую около 1 млн тонн в год. Страна сможет частично заместить объемы из РФ за счет поставок из Ближнего Востока и США через три своих морских терминала. Но это повысит стоимость пропан-бутановой смеси для Европы, полагает источник «Ъ». Он также считает, что рост цен приведет к сокращению емкости польского рынка СУГ, где он в основном используется в качестве автомобильного топлива, в пользу бензина.

Собеседник «Ъ» считает, что официальное закрытие поставок в Европу, которая и так снизила потребление СУГ за последние два года, станет проблемой для российских экспортеров.

Им придется перенаправлять свои объемы либо в порты Черного моря, что влечет существенные риски, либо в восточном направлении, куда поставки ограничены возможностями железной дороги. Следующий год компаниям и правительству необходимо потратить в первую очередь на расширение узких мест и строительство инфраструктуры, как портовой, так и железнодорожной, полагают источники «Ъ» на рынке.

Глава Rupec Дмитрий Семягин согласен, что российским производителям предстоит серьезная работа по переориентации потоков и решению инфраструктурных вопросов для повышения объемов поставок СУГ на восток. Он напоминает, что поставки в Китай, Афганистан, некоторые страны Средней Азии в 2022–2023 годах выросли в разы, однако пока ни одно из этих направлений не способно компенсировать закрытие европейского рынка. В то же время, говорит эксперт, «мы уже видели на других рынках, что за год можно найти возможности, альтернативные каналы поставок и снизить негативные последствия санкций».

Поделиться