Более 3,5 млн тонн сжиженных углеводородных газов (СУГ) в экспортном направлении отправили по железным дорогам за первые 11 месяцев 2023 года, это на 2% меньше чем за аналогичный период 2022 года. Главное направления для экспортных потоков российского сжиженного углеводородного газа — Европа. Об этом РЖД-Партнеру рассказали участники рынка.
СУГ идет на запад
За весь 2022 на экспорт направлено 3,8 млн. тонн СУГ, снижение по сравнению с 2021 годом составило 13%. Спрос на российские СУГи сохранился на мировом рынке, об этом участники рынка заявляют как с трибуны конференции «Рынок СУГ России», так и в кулуарах. Поставки в Европу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, обмелели на 13%, до 2,6 млн тонн. Одновременно на 55% вырос грузопоток в Казахстан, Китай — на 13%. Но если у первого рост не превышает показатель в 600 тыс. тонн, то у второго — всего 200 тыс. тонн.
Более 75% всех поставок российских СУГ по-прежнему принимает Европа, говорит Наталья Дрыжак, начальник департамента стратегического развития и маркетинга АО «СГ-транс». За первые 11 месяцев 2023 года в Польшу экспортировано 40% всех сжиженных углеводородов, ещё 36% — в Нидерланды, Латвия приняла 13% российских СУГ, Беларусь — 7%. Оставшееся — Литва, Эстония и прочие страны. Представитель РЖД подтверждает статистику. По его данным погранпереходы Посинь и Печоры-Псковские, расположенные на границе России и стран Балтии, нарастили грузооборот СУГ. Он по итогам первых 10 месяцев превысил 130 тыс. тонн. Только погранпереход Посинь обработал 306 тыс. тонн в первые 10 месяцев 2023 года, годом ранее, для сравнения, — 177,8 тыс. тонн.
«Сейчас из всех экспортных рынков в Европу у России осталась только Латвия. Предполагаю именно поэтому все морские перевозки через порт Усть-Луга показывают рост», — комментирует статистику Кирилл Гребенников, заместитель начальника Октябрьского территориального центра фирменного обслуживания РЖД.
Противоречивая статистика
По официальной информации от представителя РЖД погранпереходы на границе России и Финляндии и в самом деле «обнулились», здесь зафиксировано полное падение грузооборота. На других погранпереходах, которые размещены на границе Европы, и той части России, что входит в зону ответственности ОЖД, движение железнодорожных составов, груженных СУГ, продолжается. В частности Польша заявляет о готовности отказаться от российских СУГ, пока в стране говорят о необходимости переходного периода, говорит Наталья Дрыжак.
«Да, западное направление для российских производителей может совсем закрыться. Как к этому мы относимся? Еще год назад мы не верили, что Финляндия откажется, но она отказалась», — добавляет она.
Идут поставки СУГ на внутренний рынок. В 2022 г грузопоток по России составил 10,6 млн.тонн, рост относительно 2021 года — 4%. За первые 11 месяцев 2023 года на внутренний рынок производители СУГ поставили 9,5 млн. тонн, если сравнивать с аналогичным периодом 2022, то снижение составляет 1%. На переработку в крупные холдинги доставлено 5,9 млн тонн, снижение на 9%, на нефтебазы и нефтетрейдерам — 3,5 млн тонн, показатель вырос на 12%.