На Китай пока приходится небольшой объем российского экспорта сжиженных углеводородных газов, но все может измениться после того, как Евросоюз полностью откажется от их импорта из России. В этой связи уже необходимо диверсифицировать маршруты отправок СУГ, рассказал РЖД-Партнеру генеральный директор АО «СГ-транс» Сергей Калетин.
— Через какие погранпереходы с КНР в настоящее время идут перевозки СУГ? Как распределяются потоки?
— По итогам 2023 года экспорт СУГ из России в Китай в цистернах и танк-контейнерах составил почти 280 тыс. т, что на 33% превышает показатели 2022 года. Объемы пока небольшие относительно массовых направлений экспорта, но есть тенденция к устойчивому росту. В январе — апреле этого года в КНР экспортировали уже свыше 140 тыс. т СУГ, это на 40% больше чем за аналогичный период прошлого.
По-прежнему главные экспортные ворота в Китай для российских СУГ — терминал Manjzhouli Far East Gas, расположенный на китайской территории в 5 км от железнодорожного пункта пропуска Забайкальск — Маньчжурия. В 2023 году здесь переваливали 75% сжиженных углеводородов, отправляемых из России в КНР. В этом году эта доля немного снизилась — до 67% в апреле из-за раскатки новых маршрутов.
Растет интерес к перевозкам СУГ по схеме «ж/д + авто» через ст. Даурия (ЗабЖД) и ст. Махалино (ДВЖД). Сжиженные углеводороды доставляют до станций по железной дороге в газовых цистернах, далее на газонаполнительных станциях (ГНС) переваливают продукцию в автогазовозы и экспортируют в Китай.
В прошлом году по маршруту через Даурию и далее через автомобильный пункт пропуска Забайкальск отправили в Китай около 14 тыс. т СУГ. За 4 месяца этого года данный показатель уже превышен. В чем плюс такой схемы: она позволяет избежать сложностей с формированием поездов для передачи на территорию Китая, связанных с требованием китайской стороны обеспечивать вагоны прикрытия и ограничением на число вагонов с СУГ в составе одного поезда.
Для справки: в соответствии с Правилами перевозки опасных грузов по сети Китайских железных дорог отправки нефтяных грузов, в том числе сжиженных углеводородов, через пункт пропуска Забайкальск — Маньчжурия должны осуществляться группами по 6 груженых вагонов с обязательными вагонами прикрытия. При этом допускается не более трех групп вагонов в составе одного поезда, таким образом, в составе одного поезда может быть не более 18 груженых вагонов со сжиженными углеводородами.
— Какие еще задействуются каналы экспорта?
— Постепенно идет раскатка экспортного маршрута для СУГ через погранпереход Камышовая — Хуньчунь. В прошлом году отработали схему отправки СУГ в танк-контейнерах до контейнерного терминала Jilin Jiuxin и далее автотранспортом до газонаполнительной станции, где газ сливают в емкости.
В I квартале 2024 года завершилось строительство железнодорожных путей до ГНС, что позволило запустить прямой железнодорожный сервис. В апреле первая партия СУГ в цистернах «СГ-транс» была отправлена с завода РОСПАН до ГНС. Хранилища газонаполнительной станции еще на стадии строительства, поэтому массовых поставок пока не ожидается. Но потенциал у этого направления есть.
Также в 2023 году осуществлялись отправки СУГ в Китай через порт Усть-Луга, но эта мера была скорее вынужденной ввиду загруженности Восточного полигона. Экспорт СУГ в Китай через Балтику на данный момент не выглядит оправданным с точки зрения стоимости и логистики.
— Есть ли потенциал для увеличения объемов перевозок СУГ в КНР и что сдерживает рост?
— Грузоотправители заинтересованы в новых каналах сбыта. Объемы экспорта СУГ в КНР сдерживают загруженность Восточного полигона и длинные плечи поставок на восток. Кроме того, цены на европейском рынке более привлекательны, да и спрос стабилен. С Китаем в этом смысле рынку СУГ предстоит работать, выстраивать цепочки поставок, ценовую политику, инфраструктуру и прочее, чтобы перенаправить текущий европейский поток сжиженных углеводородов на Дальний Восток.
Перенаправлять объемы СУГ с европейских маршрутов придется в любом случае с 1 января 2025 года, когда начнет действовать