В настоящее время идут активные поставки на экспорт сжиженных углеводородных газов (СУГ) железнодорожным транспортом. В основном данные грузы отправляются в Китай, страны ЕС и Турцию. Эксперты отрасли отмечают, что с начала 2023 года объёмы перевозок СУГ по сети ОАО «РЖД» будут только расти с учётом расширения сети экспортных маршрутов.
Сжиженный углеводородный газ получают из попутного нефтяного газа. Он может быть использован в качестве альтернативного топлива, для коммунально-бытового потребления и сырья для производств. Энергетический газ относится к опасным грузам, в связи с чем его транспортировка осуществляется в специализированных цистернах и танк-контейнерах. Морские терминалы для перевалки СУГ в России находятся в портах Усть-Луга, Тамань и Темрюк, также существует проект строительства терминала в Приморском крае.
Куда едет СУГ
В 2022 году логистика экспортных перевозок российских СУГ перестроилась — они поехали на восток (через Забайкальск в Китай). Сохраняется высокий спрос на отправки данных грузов в танк-контейнерах в Турцию, в направлении ЕС идут поставки через Прибалтику, Польшу и Нидерланды.
«Основными грузополучателями СУГ остаются Польша и Нидерланды — поставки в эти страны выросли как за 2022 год, так и за I квартал 2023 года. Также существенно увеличились отгрузки в Латвию, Узбекистан, Азербайджан, Афганистан, Китай. Это позволило компенсировать спад поставок в Финляндию и Белоруссию», — отметил заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода.
Как рассказала «Гудку» начальник Департамента стратегического развития и маркетинга АО «СГ-транс» Наталья Дрыжак, из-за санкций группа компаний прекратила экспорт СУГ на Украину, в Финляндию, Венгрию, Молдавию. Но благодаря восстановлению отгрузки через Польшу объём экспорта СУГ в Европу по итогам 2022 года у «СГ-транс» даже незначительно увеличился, отмечает она. В 2023 году на Нидерланды и Польшу приходится около 60% от общего экспорта СУГ в цистернах, приводит данные Наталья Дрыжак.
По её словам, по итогам 2022 года отправки в КНР через станцию Забайкальск у «СГ-транс» выросли в два раза относительно предыдущего года. По состоянию на март 2023 года доля экспорта в Китай составила 11% (+9 п.п. к январю — февралю 2022 года).
Перспективные направления
По мнению Кирилла Никоды, наиболее перспективными рынками для поставок российских СУГ являются страны Азии — в первую очередь Китай, Индия, а также ряд стран СНГ. Однако есть несколько факторов, сдерживающих наращивание отгрузок на экспорт в этом направлении: устойчивый внутренний спрос на СУГ со стороны нефтехимической отрасли, наличие большого транспортного плеча и отсутствие перевалочной инфраструктуры на востоке страны.
«Китай по итогам 2022 года импортировал СУГ в объёме 26,3 млн тонн (+7,3% в сравнении с показателем прошлого года) в основном из США, ОАЭ, Омана, Катара, Саудовской Аравии, а также из Ирана. Развитие нефтехимии в Китае формирует стабильный спрос на импорт СУГ», — рассказал эксперт.
Наталья Дрыжак отмечает, что в прошлом году компания впервые организовала экспортные отправки СУГ в страны Средней Азии. «В I квартале 2023 года мы ещё расширили сеть экспортных маршрутов — выполнили первые отправки российских СУГ в страны Ближнего Востока и Африки. Такая диверсификация позволяет компании стабилизировать экспортные перевозки на фоне геополитических перемен», — резюмировала она.