Ровно три месяца назад стартовал совместный проект АО «Федеральная грузовая компания» и RailCommerce. Тогда на бирже вагонов впервые появилась 1 тыс. полувагонов в аренду под перевозку строительно-минеральных грузов.
Хотя практика обмена вагонным парком между компаниями — дело привычное, новый инструмент вызвал у участников рынка сомнения. Однако негативные прогнозы не оправдались.
Уже в июне 2016 года Федеральная грузовая компания разместила на бирже 3 тыс. вагонов, затем в июле — 5 тыс. единиц. Вопреки ожиданиям на площадку пришли и другие операторы — АО «НефтеТрансСервис», ООО «Грузовая компания», а в августе к проекту присоединилось и АО «Первая грузовая компания».
Пока биржа была «поисковой системой» железнодорожных грузоперевозок, вопрос её ликвидации считался делом времени. Но проект трансформировался в Федеральную электронную торговую площадку с возможностью ведения электронных торгов с обсуждением условий осуществления сделок в режиме онлайн.
Сервис теперь позволяет участникам выбирать варианты перевозки, заранее договариваться, планировать расходы, минуя множество посредников. При этом главную претензию операторов никто не отменял — зачем нужна площадка, если напрямую привлекать вагоны под погрузку дешевле? И вопрос пока остаётся открытым.
Ранее президент АО «СГ-транс» Сергей Калетин верно отметил, что востребованность сервиса зависит от качества организации его работы и конкретных условий сотрудничества, предлагаемых компаниям-операторам. Выстроенная логистика, достаточный объём торгов и ценовая политика, не оказывающая негативного влияния на стоимость железнодорожных перевозок, в сумме могут дать эффективный инструмент.