Сергей Калетин, президент АО «СГ-транс»:
— Думаю, не совсем правильно говорить о кризисе в данном случае. Кризис — это резкое и непредвиденное негативное событие, а в случае прогноза ситуации в нефтеналивном сегменте речь, скорее, идёт о постепенном снижении объёмов, о котором известно, и к которому отрасль так или иначе адаптируется. Конечно, активное развитие трубопроводного транспорта — это плохая новость для нашего рынка, но если посмотреть с точки зрения грузообразующей отрасли, то там идут скорее позитивные процессы. Стратегии добывающих и перерабатывающих предприятий предусматривают рост глубины переработки, внедрение новых технологий, активное развитие сбыта. При таких обстоятельствах нужно, на наш взгляд, говорить не о кризисе, а о трансформации портфеля продукции нефтеперерабатывающих производств. С одной стороны, мы прогнозируем снижение в этом году перевозок светлых, за счёт планового роста мощности трубопроводного проекта «Север», снижения выхода темных нефтепродуктов и общего снижения переработки. А с другой стороны, за счет модернизации производства на ряде нефтеперерабатывающих заводов объём грузопредъявления на железнодорожный транспорт существенно вырастет. В целом, мы ожидаем снижения погрузки не более чем на 3% к 2016 году. Кроме того, нельзя допустить, чтобы все грузы ушли на трубопроводный транспорт и с точки зрения социальной составляющей. Остановится железная дорога — остановится жизнь для многих отраслей, а это, помимо прочего, многие рабочие места.
Олег Яценко, член правления ООО «ИСР Транс»:
— Не так страшен чёрт, как его малюют. Действительно, тенденция ухода грузов в трубу существует, но трубопровод работает больше для экспортных направлений. Например, если труба доходит до порта — это, безусловно, наш конкурент. А если мы говорим о внутренних перевозках того же бензина, в любом случае необходимо доехать до какого-то крупного наливного пункта, будь то Брянск, Тамбов, Челябинск (Синеглазово) или Новосибирск. Отгрузка в этих наливных пунктах всё равно идёт в цистерны. Да, дизельное топливо уходит в трубопровод, а вот бензин почти всех сортов везут по железной дороге, так как после транспортировки по трубе его качество будет снижаться. Также никогда не попадут в трубу тёмные нефтепродукты. В целом объём перевозок нефтепродуктов по железной дороге будет снижаться, но критичной ситуацию называть не стоит.
Владимир Прокофьев, советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис»:
— Новых объёмов грузовой базы нет и не предвидится. Все находятся в ожидании тендера «Башнефти», в котором, скорее всего, поучаствуют все крупные игроки. Это интересный кусок, который относительно ни за кем не закреплён. В остальном ситуация на сегодня достаточно вялая. Объёмы отгрузки мазута снижаются — а это, пожалуй, самый прибыльный продукт для операторов цистерн. Светлые нефтепродукты уходят в трубу. В общем, картина неблагоприятная.
Дефицит цистерн ощущается в декабре-январе, в остальном сохраняется профицит подвижного состава. Скорее всего, мелкие посредники вряд ли выживут при такой рыночной конъюнктуре, будет консолидация. Думаю, что ситуацию несколько может подправить увеличение добычи нефти во втором полугодии. Появится дополнительная грузовая база. Но при этом цена самой нефти обрушится.
Елена Тимофеева, пресс-секретарь АО «Первая грузовая компания»:
— Ввиду неблагоприятной рыночной конъюнктуры мы не прогнозируем значительного роста железнодорожных перевозок нефтегрузов в этом году, однако не стали бы говорить кризисе — новых трубопроводных проектов в России пока не планируется. Росту объёма отправок нефтегрузов по железной дороге могла бы способствовать тарифная политика РЖД по предоставлению скидок на тех направлениях, где железнодорожным операторам приходится конкурировать с трубопроводом. Сбалансировать спрос на транспортировку нефти и нефтепродуктов в цистернах также поможет адресная работа операторов с грузоотправителями по обеспечению равномерности и предсказуемости графиков отгрузок и перевозок.
Алексей Дружинин, исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ):
— В последние три года мы наблюдаем существенное снижение объёмов перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Всего за 2016 год по железной дороге было отправлено 236,2 млн тонн нефтяных грузов, что на 6% ниже уровня 2015 года и на 7,9% —
Дмитрий Нарежный, эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):
— Перевозки светлых нефтепродуктов — дизельного топлива, бензина, керосина — ввиду развития системы магистральных нефтепроводов в аналогичный период также сократились, однако темпы падения были ниже — 2,2%, 6,2% и 3,5% соответственно. Трубопровод привлекательнее — стоимость транспортировки ниже, строительство и содержание инфраструктуры обходится недорого, эксплуатационные издержки также невысоки. В то же время перевозки энергетических газов по железной дороге растут высокими темпами — в