Сергей Калетин, президент АО «СГ-транс»
Вагонный парк для перевозок сжиженных углеводородных газов сократился вследствие отсутствия крупных закупок специализированных цистерн в последние несколько лет.
Потенциал роста объёмов перевозок сжиженных углеводородных газов по железной дороге, безусловно, присутствует. В основном это будет происходить за счёт реализации крупных проектов по увеличению мощностей выпуска СУГ на ключевых предприятиях отрасли — ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром», а также ООО «Иркутская нефтяная компания».
По состоянию на начало 2019 года парк цистерн собственников РФ для перевозки СУГ составляет 37,6 тыс. единиц.
С учётом текущих показателей грузовой работы (оборота, статической нагрузки) можно говорить о том, что парк сбалансирован, на данный момент дефицита подвижного состава мы не наблюдаем. При этом нужно отметить, что масштабные закупки вагонов операторскими компаниями не проводились последние три года.
Что касается борьбы за клиента с альтернативными видами транспорта, можно сказать, что в сегменте транспортировки сжиженных газов и широкой фракции лёгких углеводородов (ШФЛУ, представляет собой смесь сжиженных газов — пропана и бутана с более тяжёлыми углеводородами. — Ред.) вопрос конкуренции с трубопроводным транспортом не стоит так остро, как в случае с нефтеналивными грузами.
У ШФЛУ-проводов и железнодорожного транспорта отдельные задачи. Трубопроводы, как правило, включены в технологическую схему производства конечной продукции в рамках крупных производственных комплексов. Вопрос расширения сети ШФЛУ-проводов поднимается регулярно (имеется в виду строительство трубопровода Сибирь — Поволжье), однако в среднесрочной перспективе мы не ожидаем обострения конкуренции таких трубопроводов с железнодорожным транспортом.