Предлагаем пересмотреть нормативы содержания парка

22
апреля
2020

Сергей Калетин, генеральный директор АО «СГ-транс»

Текущий отцепочный ремонт (ТОР) — одна из самых обсуждаемых тем на различных площадках, в которых принимают участие владельцы подвижного состава. Причина этих обсуждений понятна, так как на текущие отцепочные ремонты приходится существенная часть затрат по содержанию вагонов. Статистика показывает, что идёт сокращение объёмов браковки по отдельным позициям, но если рассматривать затраты на ТОР, то они всё же неуклонно растут. Это связано и с переориентацией проведения ТОРов на вагоноремонтные предприятия, и с увеличением стоимости доставки запасных частей для выпуска вагонов и их хранения на пунктах ремонта.

Мы постоянно изучаем варианты минимизации количества ТОРов в эксплутационном периоде, чтобы сократить издержки на содержание вагонов и обеспечить своевременность доставки груза. Для снижения издержек в первую очередь предлагаем дальше пересматривать нормативы содержания подвижного состава. ОАО «РЖД» уже не раз отмечало положительную динамику при установлении норматива толщины гребня в 24 мм и при рассмотрении норматива толщины гребня в 23 мм.

Надо вспомнить остроконечный накат, когда после чёткого разъяснения механизма измерений и обеспечения осмотрщиков вагонов спецприспособлением количество браковок сократилось. Впереди пересмотр по выщербинам, прокату, поглощающим аппаратам. Кроме того, видим необходимость рассмотрения вопроса по снабжению пунктов ТОРа запчастями и материалами для проведения текущего отцепочного ремонта. Особенно в условиях, когда из-за пандемии ограничено взаимодействие между регионами и владельцам подвижного состава и сложнее обеспечить доставку запчастей на определённый пункт ТОРа. Это ведёт к увеличению времени в ремонте, сверхнормативному простою неисправных вагонов на тракционных путях и путях прилегающих станций, увеличению маневровой работы, срыву доставки груза и снижению объёма перевозок.

Ограничение передвижения по стране выявило новую проблему — обеспечения сохранности подвижного состава. Раньше владелец вагонов, учитывая то, что ГОСТ 22235-2010 является добровольным, самостоятельно организовывал проведение проверок обеспечения сохранности своих вагонов. Регулярно проверки осуществляли государственные надзорные органы, а также работники ОАО «РЖД». И, кстати, постоянно выявляли нарушения как в части погрузки и выгрузки, так и в проведении восстановительного ремонта.

Сейчас эта система нарушена. Из-за отсутствия контроля за обеспечением сохранности грузовых вагонов при их погрузке-выгрузке мы видим потенциальный рост внеплановых ремонтов, а также ухудшение состояния парка в целом, что негативно скажется на безопасности движения. Необходимо оперативно вернуться к вопросу обязательного соблюдения требований ГОСТ 22235-2010 для всех участников эксплуатации грузовых вагонов, а также проведению восстановительного ремонта после повреждения по требованиям нормативных документов, регламентирующих проведение текущего отцепочного ремонта.

Поделиться