Парк контейнеров стареет и требует более тщательного и качественного обслуживания

26
июня
2020

Парк контейнеров стареет и требует более тщательного и качественного обслуживания, которое, к сожалению, не всегда предлагается сервисными компаниями. И техническое содержание парка — это лишь одна сторона вопроса. Вторая сторона не менее важна. Речь идет о промывке танк-контейнеров после перевозки грузов и при подготовке к техническому обслуживанию. В этом вопросе нельзя не согласиться с Н. Григорьевым и И. Лепетухиным.

На большинстве химических предприятий до сих пор используются устаревшие технологии очистки котлов (сосудов), а взаимодействие персонала с продуктами промывки достаточно высоко, что, конечно же, сказывается на здоровье и качестве жизни работников предприятий. Однако следует отметить, что некоторые компании, посвятившие себя обслуживанию контейнеров и их промывке, выбрали иной путь развития и отказались от изживших себя технологий в пользу современных технических решений. Сфера обслуживания танк-контейнеров в Европе развита достаточно серьезно, и нам есть чему у них поучиться. На сегодняшний день в России уже существует ряд пунктов подготовки контейнеров, где применяется современное оборудование, позволяющее герметично закрывать промываемый контейнер-цистерну — танк-контейнер — с помощью специальной крышки на люк-лаз со встроенной в нее моющей головкой, которое позволяет свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду и персонал. Стоит особо отметить, что некоторые пункты обслуживания контейнеров-цистерн в России по аналогии с европейскими депо применяют на своих предприятиях собственные очистные сооружения. Они ограничивают номенклатуру промываемых грузов, но значительно повышают экологическую безопасность предприятия.

Еще один аспект, который сильно влияет на развитие сферы сервисного обслуживания и промывки контейнеров-цистерн в России, — это политика компаний-операторов. К сожалению, многие операторы стремятся к дешевому сервису. Как следствие, мы получаем низкое качество обслуживания. Современное оборудование требует немалых инвестиций, а с сохранением такого подхода операторов к содержанию своего парка вложения в дорогостоящее современное оборудование становятся экономически нецелесообразными. В итоге мы имеем перспективную отрасль, которая не способна развиваться.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию — и тут снова нельзя не согласиться с собеседниками корреспондента РЖД-Партнера, — необходимо государственное регулирование и контроль. Необходимо ужесточить требования к компаниям, оказывающим подобные виды услуг. Все это поможет повысить экологическую безопасность, качество предоставляемых услуг и улучшить применяемые технологии.

Не считаем нужным согласиться с авторами в вопросе отсутствия возможности постройки контейнеров-цистерн в России. Только за последние 3 года в России были сертифицированы 22 модели контейнеров-цистерн различного типа, вплоть до криогенных.

Основная проблема на сегодняшний день — отсутствие дешевой качественной нержавеющей стали и несовершенство российских стандартов.
Необходимо поддержать и развивать производство в России, Белоруссии (ОВК, «Алтайвагон», ОЗТМ, УВЗ и др.). При выделении субсидий на приобретение парка (подобно вагонам) увеличится спрос на эти контейнеры-цистерны.

На сегодняшний день до 12 производственных предприятий готовы строить контейнеры-цистерны в соответствии с международными стандартами. Ослабление таможенных пошлин поддержит только китайский промышленный комплекс.

Расширение применения контейнеров-цистерн своп-боди (с объемом котла от 31 до 37,5 куб. м) для перевозки определенной линейки грузов имеет место, но не решит в больших объемах всех проблем из-за своей нестандартности (сложности при перегрузке, штабелировании и пр.).
Ранее такие контейнеры-цистерны можно было перевозить только повагонной отправкой, в новых правилах перевозки контейнеров (Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров, утверждены приказом Минтранса России от 18 декабря 2019 г. № 405) разрешено перевозить даже контейнеры, выступающие за габарит погрузки.

Считаем необходимым поблагодарить коллег за внимание к рынку и их участие в обсуждении проблемных вопросов.

Автор: Киреев Максим Аркадьевич, директор по производственной инфраструктуре — главный инженер АО «СГ-транс»

Поделиться