Артур Нурмухамедов, генеральный директор ABC-Rail:
— В 2021 году на транспортном рынке возможно оживление, связанное с реализацией отложенного спроса на перевозки. В начале года компании ждали возвращения к рыночным условиям до пандемии, но этого не произошло. Всем приходится работать в текущих реалиях. Да и ОАО «РЖД» действительно провело глобальную работу по привлечению грузов на железную дорогу. Сетевая погрузка в октябре 2020 года составила 110 млн тонн, что на 0,3% больше октября 2019 года. А грузооборот контейнерных отправок в ноябре вырос на 22% и достиг 644,4 млн тонн км/сут. Фитинговые платформы будут быстрорастущим сегментом на рынке аренды подвижного состава в следующем году. Контейнеры — приоритетное направление перевозок, в них сейчас перевозят любые грузы, даже жидкие и сыпучие. Да и, на мой взгляд, идея перевозки контейнеров в полувагонах вряд ли получит развитие. Также ожидаем роста арендных ставок на вагоны для перевозки скоропортящейся продукции и потребительских товаров — крытых вагонов и рефрижераторного подвижного состава.
Павел Иванкин, президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта:
— Влияние на рост ставок обусловлено двумя факторами — рыночным и технологическим, который связан с обслуживанием вагонов. Первый оказывает прямое воздействие на изменение ставок. Поэтому, анализируя нынешнюю ситуацию на рынке, можно предположить, что рост затронет специализированный подвижной состав — минераловозы, цементовозы, зерновозы. Во-первых, в этих сегментах есть определённое оживление. Когда объёмы перевозок растут, операторы всегда пытаются на этом заработать. Во-вторых, здесь обновление парка происходит в медленном темпе, поскольку в последнее время все активно вкладывались в универсальный подвижной состав и эти вагоны определённое время были на втором плане. В этих сегментах есть некий дефицит — по направлениям, по номенклатуре парка. И это поддерживает ставку и даже, возможно, будет давать ей рост. На остальные виды подвижного состава рост ставок будет зависеть от экономической конъюнктуры и выхода экономики из кризиса.
Михаил Петров, директор по логистике Первой грузовой компании (ПАО «ПГК»):
— На фоне растущей контейнеризации грузов мы наблюдаем повышенный спрос и, как следствие, увеличение ставок на фитинговые платформы. Тенденция будет актуальна и в 2021 году, прежде всего за счёт роста перевозок стали, пиломатериалов и химикатов в контейнерах.
Возможно, увеличатся ставки на вагоны-хопперы. На фоне высокой урожайности с ростом экспорта увеличится погрузка зерна в зерновозы, что повлияет на стоимость пользования вагоном. Сохранится высокая потребность в минераловозах, так как наблюдается активный спрос на минеральные удобрения со стороны иностранных государств на фоне волатильности валютных рынков. В основном в этих вагонах экспортная продукция доставляется до портов.
Стабилизируется погрузка в полувагонах, хотя ставки будут далеки от пиковых значений. В этом сегменте сохранится профицит в связи с тем, что ввод нового подвижного состава продолжится, а списаний почти не будет.
Андрей Глазунов, заместитель исполнительного директора Ассоциации «Промжелдортранс»:
— Наблюдая за ситуацией на рынке железнодорожного транспорта, можно сделать вывод о том, что наиболее выгодными типами подвижного состава стали фитинговые платформы. Думаю, именно на них и вырастет ставка. Это связано с тем, что сейчас наблюдается увеличение контейнерных перевозок по сравнению с транспортировкой другими видами подвижного состава. Что касается цистерн и полувагонов, тут прогнозы пока делать сложно.
Алексей Шафранов, первый заместитель генерального директора по коммерции и производству АО «СГ-транс»:
— По нашему мнению, ставки аренды на цистерны для сжиженных углеводородов могут незначительно вырасти в следующем году. Это обусловлено ростом грузовой базы в связи с объявленным «Роснефтью» запуском производства сжиженных углеводородных газов на «Роспан Интернешнл». Плановая максимальная мощность нового производства составит 1200 тыс. тонн в год. Также на повышение ставки на цистерны для сжиженных углеводородных газов повлияет запуск Амурского газоперерабатывающего завода. Несмотря на непростое время для инвестиционных планов, «Газпром» подтверждает окончание строительства Амурского завода в озвученные сроки.