В последнее время российский рынок танк-контейнерных операторов отличается динамичным развитием и усилением конкуренции между игроками. Заметной тенденцией этого года стал рост профицита танк-контейнеров, образовавшийся вследствие сокращения задействованного в перевозках парка. Эксплуатация контейнеров-цистерн сопряжена с регулярной работой по их поддержанию в надлежащем техническом состоянии. О том, как обстоят дела в сфере ремонта, промывки контейнеров-цистерн и как изменилась ситуация на российском рынке за последние несколько лет, «РЖД-Партнеру» рассказал заместитель генерального директора по техническому обслуживанию АО «СГ-транс» Дмитрий Роде.
Необходимо ужесточить контроль за деятельностью сервисных компаний, обслуживающих контейнеры-цистерны, определить его обязательные критерии и законодательно их закрепить: например, ввести требования к техническому оснащению производственных помещений, а также к уровню квалификации сотрудников.
— Дмитрий Васильевич, какие перемены можно отметить как наиболее значимые в сегменте обслуживания контейнеров-цистерн за последние годы и как реагируют на них в АО «СГ-транс»?
— Еще несколько лет назад в России существовало не более пяти компаний, оказывающих услуги по обслуживанию и ремонту контейнеров-цистерн.
Сегодня их уже более двадцати, причем некоторые не останавливаются на открытии лишь одного сервисного центра, а развивают сеть предприятий.
Естественно, управление ею требует определенного опыта и грамотного контроля — и АО «СГ-транс» располагает и тем и другим. Развитая сеть филиалов и технических центров позволяет обеспечить обслуживание контейнеров-цистерн практически на всей территории страны. За годы деятельности компания наработала колоссальный опыт. Значительный вклад в эту сферу деятельности привнесло объединение ООО «Спецтрансгарант» и АО «СГ-транс», в результате чего мы создали единый сервисный центр с лучшими практиками сервисного ремонта и современных экологических стандартов, направленных на защиту окружающей среды.
Сегодня АО «СГ-транс» динамично развивается и совершенствует технологии ремонта и сервисного обслуживания подвижного состава. На многих ремонтно-испытательных пунктах (РИП) компании организована возможность оказания полного комплекса услуг для связки «вагон-контейнер»: промывка, дегазация, освидетельствование и ремонт контейнера, текущий ремонт вагона. Таким образом, клиенты АО «СГ-транс» имеют возможность решить сразу все вопросы, связанные с содержанием парка, в одном месте и на самом высоком уровне.
Помимо этого, АО «СГ-транс» осваивает новые виды работ и обслуживание новых типов контейнеров: например, с сосудом из полимерных композитных материалов и для перевозки сжиженного природного газа. В ближайшей перспективе планируется открытие новых пунктов промывки контейнеров-цистерн на базе филиалов компании.
— Какое внимание в АО «СГ-транс» уделяется экологичности производства?
— Учитывая остроту проблемы, компания уделяет ее решению особое внимание, особенно в части промывки контейнеров-цистерн после перевозки химических грузов. На некоторых предприятиях АО «СГ-транс» применяются собственные автономные очистные сооружения для очистки стоков после промывки. Современные системы вентиляции позволяют многократно снизить вредные выбросы в атмосферу, сохраняя уровень выбросов в допустимых пределах.
Накопление и складирование отходов производится в специализированных герметичных емкостях на закрытых площадках под четким контролем сотрудников компании. Утилизация остатков ранее перевозимых грузов осуществляется через проверенные лицензированные предприятия, с которыми у АО «СГ-транс» заключены договоры. Не оставлен без внимания и вопрос сохранения здоровья сотрудников компании при промывке контейнеров. Применяемое оборудование и технологии делают процесс промывки автоматическим, без участия работников в самой промывке. Управление процессами мойки осуществляется оператором из отдельного помещения. Таким образом, контакт с опасными грузами и их воздействие на органы зрения и дыхания работников АО «СГ-транс» полностью исключены.
— Вероятно, подобный подход к заботе об экологии и окружающей среде требует немалых инвестиций и опыта управления такими производствами?
— Совершенно верно. И, к сожалению, не все сервисные компании в России могут себе позволить такой подход и приверженность высоким экологическим стандартам. Картина сегодня складывается удручающая: предприятия, заботящиеся об окружающей среде, можно пересчитать по пальцам. Естественно, это создает угрозы для экологии, здоровья персонала и, кроме того, формирует неблагоприятные условия для развития перевозок грузов в контейнерах-цистернах в целом. Низкий уровень качества сервиса не обеспечивает их безопасности и нередко приводит к преждевременному старению парка контейнеров вследствие неправильного обслуживания.
— Какие меры, с Вашей точки зрения, следует предпринять для улучшения ситуации?
— На наш взгляд, необходимо ужесточить контроль за деятельностью сервисных компаний, определить его обязательные критерии и законодательно их закрепить: например, ввести требования к техническому оснащению производственных помещений, а также к уровню квалификации сотрудников. Данные меры помогут дать всем сервисным компаниям в РФ четкое понимание необходимых и достаточных критериев работы, повысить качество выполняемых работ и тем самым укрепить надежность эксплуатации контейнеров после их обслуживания. А самое главное — эти меры позволят избежать серьезных последствий некачественного сервиса.