Заинтересованность рынка в инновационных вагонах будет расти, но нельзя стимулировать ее силой

13
мая
2021

На сегодняшний день общий парк грузовых вагонов принадлежности Российской Федерации составляет чуть больше 1,2 млн вагонов, из них более 15,8 % — это инновационный парк. О спросе и предложении в этой нише мы поговорили с вице-президентом НП «ОПЖТ» Сергеем Калетиным.

— Стоит ли ожидать дальнейшего роста интереса к инновационным вагонам?
— В 2021 году планируется списание вагонов с истекшим сроком службы в количестве 21,9 тыс. Все эти вагоны типовой конструкции, то есть с осевой нагрузкой не более 23,5 т. За I квартал 2021-го компании-операторы уже заменили 29% от выбывающего парка на инновационный подвижной состав. С учетом тренда ОАО «РЖД» на увеличение контейнерных отправок растет производство фитинговых платформ с повышенной осевой нагрузкой.
Мы видим, что заинтересованность операторского сообщества в подвижном составе нового поколения не снижается. Мы ожидаем дальнейшего роста потребности у операторов к инновационным вагонам.

— Какие факторы повлияли на рост спроса на инновационный подвижной состав? Сохраняют ли они свое влияние в текущих экономических условиях?
— Операторское сообщество видит в инновационном подвижном составе ключ к рентабельной работе компании при доставке грузов потребителю. Особенно те компании, которые имеют постоянные длительные контракты по перевозке тяжелых грузов: металлов, руды и др. Для них инновационный вагон является эффективным и окупаемым подвижным составом.
Стоит отметить готовность инфраструктуры и вагоноремонтного комплекса оперативно решать вопросы по обеспечению исправного технического состояния данного вида подвижного состава, что также влияет на заинтересованность в приобретении инновационного вагона. Сегодня ОАО «РЖД» инициирует, а НП «ОПЖТ» поддерживает работы по изменению на сети железных дорог протяженности гарантийных участков без осмотра инновационных грузовых поездов за счет более надежной конструкции.

В итоге использование инновационного вагона позволит компании снизить текущие расходы по содержанию грузового вагона, увеличить скорость хода и среднегодовой пробег вагона. Это привлекательно как для владельцев подвижного состава, так и для инфраструктуры. Все эти факторы позволяют сохранять рост спроса на инновационный подвижной состав несмотря на текущие экономические условия.

— Считаете ли Вы необходимым изменение действующих условий поддержки производства инновационных вагонов (отмена скидки на порожний пробег, запрет вагонов на тележках старых конструкций и т. д.)?
— Поддержка действующих условий производства инновационных вагонов — сложный вопрос. Ведь инновация — это результат деятельности, направленной на усовершенствование продуктов, услуг с целью удовлетворения роста потребности рынка. Сегодня операторам и инфраструктуре необходим грузовой вагон с основными критериями и технико-экономическими показателями:
— высокая эффективность в эксплуатации;
— меньшая стоимость жизненного цикла по сравнению с вагонами, выпускаемыми в настоящее время;
— пониженное динамическое воздействие на железнодорожный путь (так называемый вагон, дружественный к пути) и, как следствие, меньшее шумовое воздействие на окружающую среду;
— межремонтный пробег от постройки до первого деповского ремонта — до 1,2 млн км;
— расстояние следования в составе поезда от места погрузки до места выгрузки без технического обслуживания — не менее 10 тыс. км;
— конструкционная скорость скоростных платформ для контейнерных и контрейлерных перевозок — до 160 км/ч.

Такой вагон невозможно создать в одномоментном периоде и внедрить на инфраструктуру в одночасье. Поддержка вагоностроительных предприятий необходима, пока идет организация производственного процесса, осуществляется внедрение в эксплуатацию, идет подготовка инфраструктуры и нормативно-правовой базы в соответствии с заявленными производителем техническими характеристиками инновационного подвижного состава.

Необходимо добиваться, чтобы в сопоставимых условиях эксплуатации за счет снижения стоимости жизненного цикла, повышения грузоподъемности, надежности и экономичности приобретение инновационного вагона было экономически привлекательно, и, как только производство инновационного вагона становится массовым, инфраструктура подготовленной, а эксплуатация экономически эффективной, такой вагон в поддержке не нуждается.

Также хочу отметить, что запрещать силой эксплуатацию вагонов старой конструкции неэффективно и экономически неправильно, каждый собственник должен сам определить, с каким вагоном ему работать, а экономика все расставит по своим местам.

Беседовала Юлия Чернышевская

Поделиться