Погрузка на сети ОАО «РЖД» в первом полугодии 2021 года составила 632,7 млн тонн, что на 4,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными драйверами увеличения погрузки на сети стали грузы первого и второго классов. В компании прогнозируют сохранение положительной динамики погрузки и во втором полугодии.
По оперативной информации, представленной на официальном сайте ОАО «РЖД», грузооборот с начала 2021 года составил 1302,8 млрд тарифных ткм, что на 5,2% выше аналогичного периода прошлого года.
Наибольшие объёмы перевозок за первые шесть месяцев 2021 года отмечаются среди грузов первого и второго классов. Так, погрузка лома чёрных металлов выросла на 32,3% по отношению к аналогичному периоду 2020 года, зерна — на 15%, каменного угля — на 10,4%, а химических и минеральных удобрений — на 4,7%.
Как рассказал в ходе транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Сибирь» заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) Алексей Шило, тренды погрузки за пять месяцев позволяют быть оптимистичными в прогнозах. Если изначально в холдинге ставили задачу увеличить погрузку в 2021 году на 1,6% к прошлому году, то работа в апреле-мае и тем более сейчас, в июне, позволяет рассчитывать на прирост в 3,3%.
Генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов отметил, что у всех неспециализированных операторов основной прирост погрузки за минувшие полгода связан с увеличением объёма перевозок по таким номенклатурам, как уголь, инертные стройматериалы, металлы. «Рост погрузки в первом полугодии связан с постпандемическим «размораживанием» многих строительных проектов. Пандемия не закончилась, но все уже научились работать в новых условиях«,— пояснил Артур Нурмухамедов.
По данным ОАО «РЖД», положительная динамика погрузки наблюдалась в июне 2021 года: в первом месяце лета погрузка составила 107 млн тонн, что на 10,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 5,4% выше, чем в доковидный период.
«В июне этого года в вагонах ПГК перевезено 13,1 млн тонн грузов. Прирост зафиксирован в сегментах железной руды (+18% в сравнении с 2020 годом) и чёрных металлов (+10% в сравнении с 2020 годом)», — рассказала «Гудку» начальник отдела оперативного маркетинга Первой грузовой компании Екатерина Агапова.
По мнению заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семёнкина, рост погрузки в июне связан с увеличением перевозки лома чёрных металлов.
«Сегодня цены на лом чёрных металлов находятся на высоком уровне (в ряде регионов цена в два раза выше, чем в июне 2020 года). Многие зарубежные предприятия по производству металла ещё не восстановились после пандемии COVID-19, что привело к повышению спроса на российскую продукцию и, соответственно, увеличению цен на неё, — пояснил Денис Семёнкин. — На фоне повышения цен производители металлолома стремятся увеличивать продажи и, соответственно, отгрузку продукции».
Однако в ближайшее время на фоне введения пошлин на перевозку металлов объём погрузки данной продукции сократится, прогнозирует Денис Семёнкин.
Напомним, с 1 августа в РФ будут введены экспортные пошлины на чёрные и цветные металлы. Базовая пошлина составит 15%, а величина специфической ставки будет рассчитываться в зависимости от вида металла. «Объём перевозок по ряду номенклатур и в первую очередь по металлопродукции уже через пару месяцев начнёт снижаться, — отмечает генеральный директор ABC-Rail. — Новые пошлины, вводимые на металлопродукцию, ограничат экспортные поставки, а внутреннему потребителю так много дорогого металла просто не нужно. Также, вероятно, скоро можно ожидать новых регуляторных мер, касающихся продукции лесной промышленности».
Между тем, согласно прогнозам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), совокупный прирост погрузки в 2021 году относительно показателя 2020 года составит от 2,9 до 3,5%
Такого же мнения придерживается начальник Департамента стратегического маркетинга АО «СГ-Транс» Наталья Дрыжак. «Перевозки угля до конца года будут продолжать расти, поскольку промышленные компании увеличивают добычу в надежде на сохранение высокой цены на экспорт, — считает Наталья Дрыжак. — По итогам года могут увеличиться перевозки химических грузов, удобрений, контейнерных грузов, что связано как с восстановлением спроса после пандемии на внутреннем рынке, так и с конъюнктурой внешних рынков».