Российский рынок вагонов, несмотря на рост парка до рекордных размеров, перешел в состояние фактического дефицита на фоне резкого роста спроса со стороны угольщиков. В период низких ставок операторы отправили часть вагонов в отстой, поснимали с них комплектующие, и теперь возвращение парка в работу требует существенных расходов. Хотя ставки оперирования постепенно восстанавливаются, они все еще далеко не всегда могут покрыть затраты на ремонты и подорожавшие запчасти.
Под влиянием роста спроса на подвижной состав его операторы могут вывести из отстоя порядка
На рост ставки и сокращение предложения полувагонов на рынке уже жаловались соледобывающие предприятия (см. «Ъ» от 14 июля). По информации «Ъ», страдает и сектор строительных грузов. Спрос на полувагоны растет в связи со скачком цен на основной экспортный груз ОАО РЖД — уголь. «Производители пытаются вывести максимальный объем угля,— говорит источник „Ъ“ на операторском рынке.— А некоторые операторы останавливают плановые ремонты и переводят парк в отстой, так как текущий уровень тарифов делает работу нерентабельной».
По данным «Промышленных грузов», на июнь средняя ставка аренды полувагона составила 850 руб. в сутки, то есть выросла с зимних 700 руб. к уровню июня 2020 года, но пока не вышла ни к значениям средней ставки 2020 года (более 900 руб.), ни тем более
С начала года, сообщили «Ъ» в ОАО РЖД, парк на сети вырос на 15,4 тыс. и достиг 1,22 млн вагонов. Из них полувагонов — более 581 тыс. (рост на 6,6 тыс.). По статистике, которую видел «Ъ», в нерабочем парке на 1 июля находилось 39,6 тыс. типовых и 2,96 тыс. инновационных полувагонов, из них более десяти дней — 23,2 тыс. и 421 соответственно. Эти показатели по типовым полувагонам выросли к той же дате 2020 года в 2,3 раза, 2019 года — в 4,4 раза.
Операторы, со своей стороны, жалуются на увеличение цен на ремонт. По словам господина Дружинина, эти услуги с 1 июля подорожали на 5%, цены на запчасти — на
«В перевозочный процесс вовлекается больше вагонов, которые ранее вынужденно отставлялись в отстой,— рассказывает генеральный директор „СГ-транса“ Сергей Калетин.— И вагоноремонтные предприятия, наблюдая это увеличение, решили вдруг повысить цены. Так, „СГ-транс“ получил письма, по которым рост стоимости капитального ремонта колесных пар составит не менее 8%. Цену одновременно и на одинаковую величину повышает и НВРК (бывшая ВРК-2), и ОМК „Стальной путь“ (бывшая ВРК-3)». По словам господина Калетина, в качестве аргумента приводится остановка на плановый ремонт производителей цельнокатаных колес (ЦКК) — Evraz и ОМК. "Но, во-первых, это плановая остановка, и во-вторых, она временная, а стоимость услуг ремонта повышается на постоянной основе«,— уточняет он.
Крупнейшие вагоноремонтные предприятия уведомляют участников рынка о росте стоимости различных видов ремонтов на
В Evraz «Ъ» сообщили, что поставляют железнодорожные колеса в рамках договоров от декабря 2020 года и первого квартала
Источник «Ъ» на вагоноремонтном рынке отмечает, что выходом для операторов мог бы стать долгосрочный сервисный контракт, где ответственность за закупку колеса лежала бы на ремонтной организации.