Из-за изменения политико-экономической ситуации в феврале 2022 года в последние месяцы наблюдалось сокращение объемов перевозок жидких химических грузов в танк-контейнерах по традиционным маршрутам, но одновременно отмечался рост поставок по новым экспортным направлениям. О каких именно маршрутах идет речь, каковы сложности их освоения, какие из них могут быть востребованы в перспективе и какие решения при этом применяются отдельными операторами — мы попросили рассказать представителей транспортно-логистических компаний.
Светлана Андросова, начальник Департамента корпоративных коммуникаций АО «СГ-транс»:
На фоне геополитического кризиса экспортные отправки наливной химии в цистернах и танк-контейнерах сократились примерно в два раза по сравнению с февралем 2022 года. Но, несмотря на общую негативную динамику, появились новые экспортные маршруты, по которым сейчас растут объемы поставок. Это, в частности, Бразилия, Аргентина, Турция и Китай. Экспорт по этим направлениям за период с февраля по август вырос суммарно в восемь раз — до более чем 240 тыс. тонн в месяц. Экспортируются в основном азотные удобрения и спирты.
Были начаты поставки грузов в танк-контейнерах в Бразилию, это новый маршрут для данного рынка. Также увеличились объемы перевозок в танк-контейнерах в Турцию, Китай, Казахстан, но при этом заметно сократились экспортные поставки в Финляндию, Прибалтику и страны ЕС.
Полагаем, что в перспективе наиболее активно будут идти экспортные отправки наливной химии в дружественные для России страны в Южной Америке и СНГ, Китай и Турцию. Собственно, та тенденция, которую мы видим сейчас, получит развитие. Если брать грузы, то, по нашей оценке, рост могут обеспечить жидкие удобрения, спирты, нитросоединения, гидроксиды, кислоты.
Мы рассчитываем на бурное развитие отечественной промышленности в ближайшем будущем и рост внутрироссийских отправок. В то же время, важным драйвером развития перевозок наливной химии в танк-контейнерах останутся международные проекты. Первое ключевое для нас и в целом для рынка направление — это Китай. Объем перевозок наливной химии в танк-контейнерах в сообщении с этой страной уверенно растет, расширяется номенклатура грузов. В текущих условиях ряд клиентов переключился с европейского рынка на китайский. При этом китайский рынок имеет свою специфику, что следует учитывать при выстраивании диалога.
ООО «Спецтрансгарант» («СТГ») имеет торговое представительство в Китае. У нас есть все возможности, чтобы поддержать как клиентов в России, так и китайских партнеров.
Второе важное для нас направление — это Турция. Развитие отправок по этому маршруту интересно в кратко- и среднесрочной перспективе, поскольку именно Турция стала хабом, в том числе транспортным, между Россией и Европой.
Существенный, если не сказать больше, потенциал есть и у Ближнего Востока. Особенно выделяется на общем фоне Иран. Раньше это направление не пользовалось спросом, но по мере изменения международной обстановки идет активизация взаимодействия с данным регионом. У «СТГ» есть наработанный опыт организации перевозок и партнеры на Ближнем Востоке и в Средней Азии, которые могут оказать клиентам полный спектр услуг.
В дальнейшем, возможно, будут развиваться перевозки наливной химии в Индию. Устойчивые экономические взаимоотношения только начинают формироваться, товарооборот растет, и требуется время для раскрытия полного потенциала.
В целом хочется отметить, что «СТГ» успешно реализует схему мультимодальных перевозок наливной химии в танк-контейнерах. Такой способ доставки позволяет безопасно перемещать продукцию между контрагентами в разных городах и странах, исключив перелив с одной емкости в другую, что экономит время и сокращает транспортные издержки.